Возможно, сегодня вы увидите их с новой стороны и сможете получше узнать)
Итак, представляем, главный тренер спортивной сборной команды России – КАТЕРИНА КОЖАНОВА!
Катерина, все знают, что Вы собрали по рафтингу всевозможные награды в России, Европе и мире. Что не только Вы, но и Ваши воспитанники многократные победители разнообразных соревнований самого высокого ранга и это бесспорно большая гордость!
Скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей что-то еще, кроме рафтинга?)
Честно говоря, я с детства связана со спортом. Это был и футбол, и хоккей, баскетбол и лыжи, легкая атлетика и спортивный туризм. Где-то дошла до мастера спорта, как в легкой атлетике и туризме, где-то все быстро закончилось по причине травм и переломов. Позже появился гребной слалом и рафтинг.
Мне любой вид спорта давался очень легко. До уровня КМСа в течение года было настолько просто дойти. Видимо еще и природой дано и все это очень нравилось, все было с удовольствием и никогда не создавалось напряжения. Это была как будто какая-то игра. Легко давался и спорт, и учеба. До сих пор с удовольствием езжу на лыжах.
Как вышло, что из всего многообразия Ваших спортивных увлечений, Вы выбрали именно рафтинг? И в какой момент Вы поняли, что рафтинг для Вас это не просто про покататься, а стать лучшей в этом деле?
Рафтинг появился совершенно случайно в моей жизни. В начале двухтысячных мы вспомнили молодость и стали ездить на Алтай. И Коля Дегтярев нам предложил сесть в рафт, потому что рафтинг молодой вид спорта, нужно было создать массовку. Говорит: «У вас же куча мастеров спорта КМС-ников по гребному слалому и по туризму. Соберите девичью команду, посадите, прокатитесь».
Мы вшестером сели. Мастера такие все, индивидуалисты, каждый в свою сторону гребет. Мы еле до финиша дошли, плевались страшно!
Что это за баржа?! В какую сторону нам ехать?! Как в ней вообще грести?! Мы были крайне недовольны этой посудиной, но так как пообещали, что будем выступать в соревнованиях, нам пришлось сесть немножко потренироваться. Стало что-то немножко получаться.
Как-то мы доехали на всех дистанциях до финиша. Ну и как-то, случайно, даже заняли первое место. Но никаких планов на будущее мы не связывали с такой шлюпкой надувной, вообще непонятной посудиной, которой непонятно, как управлять. Домой приехали и забыли, как страшный сон.
У нас в Сибири вода рано начинает становиться твердой, поэтому мы заходим в бассейн и там зимой тренируемся. И вот по осени, когда мы уже заходили в бассейн, Нонна Борисовна — нынешний вице-президент Федерации гребного слалома и рафтинга Красноярского края, пришла на тренировку и говорит: « Девчонки, у нас в две тысячи шестом году будет проводиться чемпионат Европы на Белой и есть возможность поехать туда. Загранпаспорта не нужны, никаких долларовых вложений, ехать недалеко. Есть шанс за не очень большие деньги съездить и поучаствовать».
Мы как-то это сначала не восприняли, потом решили попробовать. Собрали сборную команду девочек из трех клубов и начали серьезно тренироваться. Пахали мы нормально, конечно! ОФП-шная база там была колоссальная! В бассейне и с вешками работали, и спринтовали. И казалось, что мы такие супер-мупер герои!
И вот эти герои проехали пять суток, протряслись в паровозе с рафтом на руках, с кучей пересадок, кое-как добрались до Белой.
Федерация тогда ни копейки нам не оплачивала, никак не помогала. Все нормальные спортсмены жили в теплых домах с отоплением, а мы живем в палатках. А это первые майские праздники в Адыгее. Ты утром встаешь и коврик от спальника отдираешь, потому что он примерз.
Естественно, на утро все с соплями, все простывшие, все с температурой.
Последние гроши соскребли и пошли к начальнику базы проситься, чтобы он нас хоть куда-то пристроил, потому что денег у нас естественно, на теплое качественное жилье не было. Он нас в каком-то курятнике над столовой в комнате инструкторов на полу пристроил. Просто сжалился над нами. И вот так мы в таких условиях, конечно, ужасных там жили и выступали.
На Европе выступало тогда две команды от страны. Была питерская команда – это Сергея Петрова девочки и мы. По-моему, было семнадцать команд. Девочки стали семнадцатыми по итогу, мы шестнадцатыми. Супер-мупер герои оплошались.
Мы поняли, что так просто не пройдет, нужно тренироваться. И нужно тренироваться не как в туризме, а свои приемы в рафтинге есть. Поэтому начали делать целенаправленные сборы, именно в рафтах и выезжать на соревнования. И тогда начали расти.
Если бы Вы не посвятили себя рафтингу, чем еще могли бы заниматься, кем могли бы стать?
Если бы не спортсменом и тренером, то, наверное, тренером и спортсменом)
А, вообще, не знаю. Мне любая работа, которая не монотонная легко дается, пока не наскучит. Люблю смену работы.
Точно знаю, что это был бы не конвеер, не монотонность какая-то, не одно, по одному. Точно знаю, что это была бы не бухгалтерия, не бумажки из угла в угол перекладывать. Точно не сидела бы в библиотеке или каким-то статистом.
Я думаю, что из меня получился бы хороший логист. Технарь. На самом деле, даже окончив университет, я не предполагала кем я буду. Потому что очень сложно было отойти от спорта, в принципе.
Хотя даже в детстве я не представляла, что я там буду великим спортсменом, или еще кем-то. Внутри где-то, да, хотелось. Где-то в душе, но никогда не озвучивалось, потому что, казалось, что это такая недосягаемая мечта. Но на самом деле, в мечту, надо верить и она обязательно сбудется!
Вы уже чувствуете весну, как это проявляется в вашей жизни?)
Традиционно перед восьмым Марта проводим родительское собрание. И мы с детьми делаем такой небольшой поздравительный концерт. Понятно, что артисты из нас некудышние, но мы с детьми стараемся.
И в последнее время родители делают какое-то ответное слово и вчера после родительского собрания, после концерта детского, когда мы поздравили мам и бабушек с наступающим праздником, родители вместе с детьми поздравили меня тоже с праздником
и у меня теперь дома целая оранжерея. Приятно. Наверное, вчера уже была весна)
Интервью Ксения Попова
Фотографии из личного архива Катерины